Как орел стал царской птицей?

Солнцем осиянный
В Древней Греции он был символом Солнца, означал духовную силу, победу и удачу. Римляне называли его птицей бури, носящей молнию Юпитера. В митраизме орёл и сокол — атрибуты солярного бога Митры. У египтян он тоже солярный символ, выступающий в образе Аха, сына Гора. Орлом представлена и буква А в египетской иероглифике, означавшая начало, солнечное тепло дня.

 
Удивительно схожи взгляды на орлиный образ в традициях разных народов. И в Китае он означает Солнце. И в шумерско-аккадской традиции, где он является атрибутом благодатного бога Солнца Ханаана, а если о двух главах, то символизирует Нергала, божество испепеляющей жары полуденного солнца и лета. В сущности, близкий подход и у хеттов, придавших птице черты солярной силы и всезнания, а потому и удвоив для наглядности количество ее голов в образе бога Грозы.

В сирийской Пальмире орел с человеческими руками как знак поклонения Солнцу, обладал способностью омолаживаться либо погружаясь в воду, либо, подобно Фениксу, зажигаясь от солнечного пламени. А вот индуисты создали образ существа с орлиной головой и крыльями, но туловищем человека. Это Гаруда, пожиратель змей (в мифологии ацтеков имеется аналогичный сюжет о битве царя птиц со змеем тьмы и ее исходе). Гаруда, кстати, служил летательным аппаратом для Вишну.

Овеянный божественной славой
По народной традиции, орёл летает выше всех птиц. Отсюда представление о нем как выразителе
божественного величия а нередко и образ, который принимают сами могущественные небожители.
Вспомним, что когда олимпийским богам понадобился виночерпий, то Зевс посылает за Ганимедом орла или летит сам, превратившись в орла. Ганимед, поливающий орла, символизирует преодоление смерти. В другом мифе гнев Зевса превратился в орла и терзал печень Прометея.

Вовсе не случайно этот мифологический персонаж является спутником верховных богов. О Вишну и Митре уже упоминалось. Но и эмблемой царя богов Индры был орел. И Будда летал на нем, и Майтрейя как
земное проявление одного из дхьяни-будд тоже удостоил его почетом, выбрав в качестве эмблемы.
Скандинавский Один и шумерский Мардук проявили аналогичный вкус в подборе своих атрибутов.

Правители использовали символ орла, чтобы приблизиться к пантеону богов. Итог этих попыток был связан в мифологии с оценкой достоинств претендента. Персидский царь Кай-Кавус пытался подняться на нем в небо; Хварено (Фарн), т.е. честь и слава, покинули царя Йиму, осквернившего себя ложью, обратившись орлом. А короля Артура из кельтских преданий орлы во время его сна в пещере охраняли.

И в Риме эта грозная птица олицетворяла императора, намекая на то, что через этот образ монарх
обожествится после смерти. Подметив, что орел может смотреть на солнце, не мигая, люди наделили его способностью переносить души на небеса, отсюда произошел и древнеримский обычай выпускать орла во время сжигания тела умершего императора.

Для славян это божья птица, владыка небес. Он живет дольше всех пернатых (за исключением Ворона) и, подобно пальмирскому собрату, не подвластен времени: достигнув почтенного возраста, улетает на край света и, искупавшись там в озере с живой водой, снова обретает молодость.

Не знающий поражений
С древнейших времен орел — символ победы. Потому и изображался на штандартах римских легионов, оружии многих армий. И великий Кир поместил его на свое знамя. В Древнем Китае означал Ян, победу, власть, воителя, храбрость, упорство, острое зрение, бесстрашие, силу. У шумеров был связан с богом войны Ни­нуртой (Нингирсу), изображался держащим в когтях либо лунного зайца, либо змею.

Вожди ацтеков украшали трон и собственное облачение орлиными перьями, воины-орлы были гвардией племени этого народа. Даже в календаре был соответствующий день, в который рождались, как
считалось, воинственные люди. Любопытно, что одна из богинь звалась «женщина-орел», имела корону из перьев, являлась предводительницей рожениц, умерших во время родов. А все потому, что у ацтеков
рождение ребенка было равнозначно взятию пленника и расценивалось как военный подвиг.

Благодетельствующий людям и выражающий волю богов
Индийский Гаруда, о котором уже говорилось, похитил напиток бессмертия. Агни, бог огня, в образе орла сорвал с Мирового древа плод и был наказан. Когда его перо упало на землю (вспоминается цветаевское: «Обронил орел залетный — перышко»), то превратилось в таинственное растение, из которого добывалась «земная сома» — напиток, аналогичный небесной амрите.

Орел был вестником Зевса/Юпитера. В иранской мифологии птица Анзуд в виде орла с львиной головой выступала посредником между богами и людьми. Принятие «орлиной почты» от небесных вершителей судеб укоренилось в поверьях, что если эти птицы низко кружат над землей — жди смерти или эпидемии, если высоко парят — ожидается удача.

Символизирующий христианские истины

Орел — символ Вознесения и Воскресения. Он олицетворяет Христа, глядящегося во Славу Божью.

В Библии орел означает величие и всемогущество Бога. Орел, несущий жертву — знак победы высокого над низким, со змеей в клюве обозначает триумф Христа над Сатаной, с распростертыми крыльями —
Божественное вдохновение, послание небес и духовную силу.

Его образ воплощает божественную любовь, справедливость, храбость и веру, и он — один из четырех зооморфных образов Апокалипсиса.

…Итак, орел в древней культуре народов мира — символ славы, победы, могущества, чести и
справедливости, т.е. идеального правления. Как бы хотелось, чтобы независимо от формы
государственного устройства власть соответствовала этому канону или хотя бы стремилась к нему.

Источник

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s