Один против стаи «китов»

Офицер-артиллерист Лайонел Уилмот Брабазон Рис (Lionel Wilmot Brabazon Rees), валлиец родом из Карнарвона, вернувшись в Метрополию после нескольких лет службы в африканских колониях, неожиданно увлёкся авиацией. За свой счёт он прошёл обучение пилотированию и в январе 1913 года стал счастливым обладателем диплома Королевского Аэроклуба за номером 392. До приобретения собственного аэроплана, впрочем, дело не дошло, так как весной лейтенант получил очередное «африканское» назначение.

В Лондон он вернулся год спустя и опять не сумел приобрести аэроплан, на этот раз из-за начала войны. 10 августа его вернули на активную службу в артиллерию, а месяц спустя перевели, наконец, в Королевский Лётный Корпус (Royal Flying Corps). После восстановления навыков пилотирования он стал инструктором в Центральной Летной Школе, а в конце года был произведен в капитаны и стал флайт-коммендером (командир звена) в 7-й эскадрилье RFC.

В феврале 1915 года флайт Риса стал основой для формирования 11-й эскадрильи – первой части английской авиации, которую вооружили первыми же английскими серийными истребителями Vickers F.B.5 Gunbus. В её составе капитан прибыл на фронт в конце июля. Первый «тур» Риса продолжался всего 3 месяца, но за это время он в паре со своим постоянным наблюдателем флайт-сержантом Джеймсом Харгривсом успел одержать 6 воздушных побед, став вторым по счёту английским лётчиком-асом и единственным, кому удалось одержать более 4 побед на «Ганбасе».


(Vickers F.B.5 Gunbus)

По возвращении в Англию Риса произвели в майоры, а в феврале 1916 года поставили во главе 32-й эскадрильи – второй по счёту в английской авиации части одноместных истребителей. В конце мая эскадрилья завершила подготовку, и её самолёты перелетели на французские аэродромы.

Должность командира эскадрильи у англичан считалась нелётной, но при большом желании комэски вполне могли летать – разумеется, в свободное от административной работы время. Рис был одним из таких «летающих командиров». Сначала он летал на персональном «Виккерсе» ES.1 – одном из двух самолётов этого типа, проходивших войсковые испытания в 32-й эскадрилье, но быстро пересел на стандартный «Эйрко» DH.2 – пусть и менее скоростной, зато манёвренный и с отличным обзором из кабины.


(Самолёты DH.2 32-й истребительной эскадрильи RFC перед перелётом во Францию в мае 1916 г. )

Несколько минут спустя Рис тоже заметил в отдалении группу самолётов численностью около 10 машин. Посчитав, что это возвращается после бомбардировочного рейда какая-то английская эскадрилья, он решил составить ей эскорт на случай появления немецких истребителей. При ближайшем рассмотрении предполагаемые B.E.2 оказались вражескими машинами двух разных типов: сам лётчик определил их как «Альбатросы» и «предположительно LVG», но в некоторых документах значатся «Роланды».

Немцы также заметили противника, и один из них, с большой цифрой «3» на фюзеляже, отделился от строя, спикировал и, оказавшись ниже «Де-Хэвилленда», открыл огонь. Лайонел подождал, пока «гунн» подойдёт поближе, и тоже нажал на гашетку. После 30 выстрелов он заметил, как разлетелась на куски обшивка верхней части фюзеляжа неприятельского самолёта между кабинами экипажа, после чего тот развернулся и взял курс домой.


(Немецкий самолёт-разведчик LFG Roland C.II, носивший за характерные
очертания среди летчиков Антанты прозвище «Кит» (Whalefish) )

Майор не стал преследовать беглеца, а продолжил сближение с группой, выбрав целью один из замыкающих самолётов. Немецкий наблюдатель пуском ракеты привлёк внимание своих коллег, и на помощь ему поспешили три других экипажа. Дружный, но неточный огонь четвёрки стрелков не помешал британцу выпустить прицельную очередь (около 30 выстрелов). Из двигателя германского аэроплана повалил голубой дым, самолёт развернулся, и его начало бросать из стороны в сторону. И снова Рис не стал добивать поверженного противника.

К этому времени часть немецких машин уже «разбрелась» по сторонам, строй сохраняли только пять экипажей. По этой пятерке Лайонел одной длинной очередью расстрелял весь диск, и пилоты ещё двух немецких самолётов, решив более не испытывать судьбу, освободились от бомб и отправились домой. Теперь полёт к цели продолжали только три машины. Лайонел решил атаковать ведущего, шедшего ниже остальных. Немецкий пилот резко отвернул влево, наблюдатель сбросил бомбы и начал отстреливаться. Англичанин огня не открывал, намереваясь стрелять наверняка.


(Акварель художника Нормана Арнольда, изображающая последний бой Риса )

В этот момент Рис был ранен в ногу. Действуя только ручкой управления, он поймал противника в прицел и выпустил по нему весь диск, затем достал пистолет, но уронил его и уже не смог поднять со дна гондолы. Отвернув в сторону, майор заметил, что немецкий наблюдатель упал в своей кабине, продолжая вести теперь уже бесполезный огонь вертикально вверх. Когда прошёл первый шок от ранения, и Рис понял, что всё-таки может двигать ногой, он решил продолжить бой, но его противник уже шёл полным ходом к линии фронта. Тем не менее, англичанин расстрелял по уходящему биплану последний диск…

В донесениях об этом бое, составленных по горячим следам, говорилось, что первый противник Риса благополучно «улетел на свой аэродром», второй совершил вынужденную посадку на своей территории, а третий просто вышел из боя. Позже от наземных войск пришло подтверждение о победе, которую причислили к категории «Out of Control», т.е. самолёт падал, потеряв управление, но непосредственно падения никто не видел.
Действительно, ни один из немецких самолётов тогда сбит не был, но один из экипажей 13-й бомбардировочной эскадрильи выбыл из строя: наблюдатель погиб, а лётчик был ранен, но сумел благополучно совершить посадку. Скорее всего, речь идёт об экипаже последнего из атакованных Рисом самолётов.


(«Рис и десять китов». Картина американского художника Мёрва Корнинга, 1963 г.)

5 августа пресса объявила о награждении майора Лайонела Риса высшей британской наградой – Крестом Виктории. Церемония вручения ордена состоялась в Букингемском дворце 14 декабря 1916 года. Ранение оказалось серьёзным, ас перенёс несколько операций и выписался из госпиталя только в начале следующего года. Весной он стал лейтенант-колонелом (подполковник) и до выхода в отставку летом 1931 года занимал различные штабные и командные должности. В 1941 году Рис вернулся на активную службу, но год спустя снова был отправлен в отставку по состоянию здоровья. Ас скончался в 1955 году в возрасте 71 года.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s